"Дальнегорский индустриально-технологический колледж"

8Дек

РАСПОРЯЖЕНИЕ N 2128-р

РАСПОРЯЖЕНИЕ
                            ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                               30 декабря 2009 г. 
                               N 2128-р
                                      (Д)                                                                    
     1.  Одобрить  прилагаемую  Концепцию  реализации  государственной
политики  по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией
и  профилактике  алкоголизма  среди  населения Российской Федерации на
период до 2020 года (далее - Концепция).
     2. Федеральным органам исполнительной власти в своей деятельности
учитывать положения Концепции.
     3.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской  Федерации  учитывать  положения  Концепции  при разработке
региональных    программ,    направленных    на   снижение   масштабов
злоупотребления  алкогольной  продукцией  и  профилактику  алкоголизма
среди населения.
    
Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
30 декабря 2009 г. 
N 2128-р
        
                                                              Одобрена
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 30 декабря 2009 г. 
                                                             N 2128-р                                   
                               КОНЦЕПЦИЯ
       РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СНИЖЕНИЮ МАСШТАБОВ
         ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ
            АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                         НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
                                                              I. Общие положения
                                   
     Настоящая   Концепция   определяет   цели,   задачи  и  механизмы
реализации    государственной    политики    по   снижению   масштабов
злоупотребления  алкогольной  продукцией  и  профилактике  алкоголизма
среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
     Реализация   государственной   политики   по  снижению  масштабов
злоупотребления  алкогольной  продукцией  и  профилактике  алкоголизма
среди населения Российской Федерации на период до 2020 года направлена
на  снижение  объемов  потребления населением алкогольной продукции, в
том  числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых
на   его   основе   (далее   -   алкогольная   продукция),   улучшение
демографической  ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни
населения,  сокращение  уровня  смертности,  формирование  стимулов  к
здоровому образу жизни.
     Настоящая  Концепция  разработана  в  соответствии  с  поручением
Президента  Российской  Федерации  от  10  сентября 2009 г. N Пр-2426,
Концепцией  демографической политики Российской Федерации на период до
2025  года,  утвержденной  Указом Президента Российской Федерации от 9
октября   2007   г.   N  1351,  Стратегией  национальной  безопасности
Российской  Федерации  до  2020  года,  утвержденной Указом Президента
Российской  Федерации  от  12  мая  2009  г. N 537, иными нормативными
правовыми   актами   Российской  Федерации,  а  также  общепризнанными
принципами  и  нормами  международного права в области охраны здоровья
населения и с учетом российского и международного опыта.     
            II. Современная ситуация в Российской Федерации,
          связанная со злоупотреблением алкогольной продукцией                                   
     История   производства   и   потребления  алкогольной  продукции,
охватывающая  период  от дореволюционной России до настоящего времени,
свидетельствует   о   том,   что  увеличение  потребления  алкогольной
продукции и изменение структуры ее потребления в сторону более крепкой
алкогольной  продукции  происходили  из-за  отсутствия единых подходов
государства   к   регулированию  производства  и  оборота  алкогольной
продукции,  смещению  приоритетов  в  сферу  экономических интересов в
ущерб охране здоровья населения.
     В  России  в  1914  - 1917 годах по сравнению с Европой был самый
низкий   уровень   потребления  алкогольной  продукции  -  0,83  литра
абсолютного  алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения,
но  с  середины  1970-х  годов  началось  существенное  увеличение  ее
потребления.  К  началу  1990-х годов потребление учтенной алкогольной
продукции  на  душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя
(безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то
есть в 1,8 раза.
     Однако  с  учетом  не  разрешенных к потреблению спиртосодержащей
продукции  и  крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое
потребление  алкогольной продукции на душу населения в настоящее время
составляет около 18 литров в год.
     По   оценкам  экспертов  Всемирной  организации  здравоохранения,
превышение  допустимого  уровня  потребления алкогольной продукции (из
расчета  8  литров  абсолютного  алкоголя (безводного спирта) в год на
душу   населения)   является  крайне  опасным  для  здоровья  нации  и
потребление  сверх  данного  предела каждого литра отнимает 11 месяцев
жизни  у  мужчин  и  4  месяца  у  женщин. Согласно мировой статистике
потребление  алкогольной  продукции  является  причиной смерти почти 2
миллионов  человек  и  возникновения 4 процентов болезней во всем мире
ежегодно.
     В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления
алкогольной  продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней,
связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч
человек в год.
     В  структуре  потребления  алкогольной  продукции (в пересчете на
абсолютный  алкоголь  (безводный спирт) на душу населения в год) более
половины приходится на водку и ликероводочные изделия.
     В   Российской   Федерации  с  1998  года  наблюдается  ежегодное
увеличение  производства  и продажи слабоалкогольных напитков, включая
пиво.
     Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими
добавками,   присущими   традиционным  безалкогольным  прохладительным
напиткам,  и  выпускаются  в  красочной  упаковке, зачастую содержащей
привлекательные  для  молодежи  наименования  и  символику. Сведения о
наличии   в   таких  напитках  содержания  этилового  спирта  зачастую
представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о
них  как  о  безалкогольных  напитках. Кроме того, сочетание этилового
спирта   и  тонизирующих  веществ  (в  частности  кофеина)  в  составе
слабоалкогольных  напитков  ускоряет  пристрастие  населения, особенно
молодежи, к алкогольной продукции.
     Потребление    такой    алкогольной    продукции    приводит    к
физиологической потребности ежедневного ее потребления.
     В  России  с  1992  года  в связи со злоупотреблением алкогольной
продукцией   происходят   снижение   продолжительности  жизни  и  рост
преждевременной   смерти,  которые  являются  существенными  факторами
ухудшения демографической ситуации в стране.
     Указом  Президента  Российской  Федерации  от 9 октября 2007 г. N
1351   утверждена   Концепция   демографической   политики  Российской
Федерации  на  период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и
рост  численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости
в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.
     Достижение таких показателей невозможно без принятия государством
эффективных   мер   по   противодействию  злоупотреблению  алкогольной
продукцией.
     Злоупотребление  алкогольной  продукцией  стало основной причиной
стремительного  накопления  демографических  и  социальных  проблем  в
России с середины 1960-х годов.
     В   современной  России  злоупотребление  алкогольной  продукцией
приводит  к  преждевременной  смерти  людей от предотвратимых причин и
является  одной  из основных причин социальной деградации определенной
части  общества,  которая  выражается  в  росте преступности, насилия,
сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.
     Причины   смерти   от   злоупотребления   алкогольной  продукцией
заключаются   не   только   в  случайных  алкогольных  отравлениях.  В
большинстве случаев смертельный исход происходит от несчастных случаев
и  насилия, в меньшей части - от сердечно-сосудистых, онкологических и
других  заболеваний,  которые  развились  в  связи со злоупотреблением
алкогольной продукцией.
     В   состоянии   алкогольного   опьянения   ежегодно   совершаются
многочисленные  преступления  -  убийства,  причинение  тяжкого  вреда
здоровью,   изнасилования,   хулиганство,   грабежи,   разбои,   угоны
автотранспорта.
     Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа
родителей  от  детей  и  лишения  родительских  прав.  У воспитанников
детских  домов  достаточно  часто  наблюдаются  признаки  алкогольного
синдрома плода.
     Высокий  уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества
разводов в семьях и "омоложения" алкоголизма.
     Алкогольную    продукцию   потребляет   значительное   количество
подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции
в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной
смерти в будущем.
     Исследования  показывают,  что  потребление алкогольной продукции
подростками  снижает  их интеллектуальные способности, ухудшает работу
головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди
вредят   не   только   своему   образованию,   но   и  своей  карьере,
профессиональному будущему, в целом национальной экономике.
     Прямые   и   косвенные   экономические  потери  от  алкоголизации
населения  наносят  ощутимый  вред  социально-экономическому  развитию
страны.   К   экономическим   потерям   относятся  повышенный  уровень
смертности,   сокращение   продолжительности  здоровой  жизни,  утрата
трудоспособности,   снижение   производительности  труда,  затраты  на
лечение  заболеваний,  связанных с потреблением алкогольной продукции,
социальные  выплаты  государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров,
дорожно-транспортных  происшествий,  расходы государства на содержание
заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
     Злоупотребление  алкогольной продукцией вызывает особенно высокий
уровень  смертности  среди мужчин 40 - 60 лет, которые в этом возрасте
обладают    наиболее    ценными    профессиональными    навыками.   Их
преждевременный   уход  из  жизни  наносит  ущерб  трудовым  ресурсам,
обладающим   профессиональным   опытом,  снижает  объем  инвестиций  в
человеческий капитал.
     В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской
Федерации  до  2020  года,  утвержденной  Указом Президента Российской
Федерации  от 12 мая 2009 г. N 537, стабилизация численности населения
и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими
целями  обеспечения  национальной  безопасности,  а  алкоголизм назван
одной   из   главных   угроз   национальной   безопасности   в   сфере
здравоохранения.
     Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и
социального  кризиса  в  России  представляет  собой  общенациональную
угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.     
         III. Цели и задачи реализации государственной политики
           по снижению масштабов злоупотребления алкогольной
              продукцией и профилактике алкоголизма среди
                     населения Российской Федерации     
     Целями  реализации государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления  алкогольной  продукцией  и  профилактике  алкоголизма
среди населения Российской Федерации являются:
     значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;
     повышение   эффективности  системы  профилактики  злоупотребления
алкогольной продукцией;
     повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.
     Достижение указанных целей базируется на следующих принципах:
     обеспечение  приоритетности  защиты  жизни  и здоровья граждан по
отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка;
     взаимодействие   органов   государственной  власти,  общественных
организаций   и  религиозных  объединений,  представителей  бизнеса  и
граждан, не связанных с алкогольной индустрией;
     информационная    открытость    результатов    проведения    мер,
направленных   на   снижение   масштабов  злоупотребления  алкогольной
продукцией.
     Приоритетными задачами в реализации поставленных целей являются:
     создание  системы  мониторинга  и  анализа  динамики  показателей
уровня злоупотребления алкогольной продукцией;
     изменение  структуры потребления населением алкогольной продукции
за  счет  уменьшения  доли  потребления  крепких спиртных напитков при
одновременном   существенном   снижении   общего   уровня  потребления
алкогольной продукции;
     переориентирование  населения  на  ведение  трезвого  и здорового
образа жизни;
     формирование  нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления
алкогольной продукцией;
     разработка и внедрение программ:
     профилактики    злоупотребления    алкогольной    продукцией    и
возникновения алкогольной зависимости;
     информирования     населения     о     негативных    последствиях
злоупотребления алкогольной продукцией;
     создания   стимулов   для   проявления   общественных  инициатив,
направленных   на  укрепление  здоровья  населения,  и  механизмов  их
поддержки государством;
     совершенствование     организации     оказания    наркологической
медицинской  помощи  лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и
больным алкоголизмом;
     привлечение  детей  и  молодежи  к занятиям физической культурой,
туризмом  и  спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового
образа жизни;
     организация  новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого
населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции;
     повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности,
обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах
и сельской местности;
     противодействие  нелегальному  производству и обороту алкогольной
продукции,  в  том  числе  путем повышения эффективности регулирования
алкогольного рынка;
     применение  ценовых  и налоговых мер с целью снижения доступности
алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;
     создание  механизмов  применения мер социальной ответственности к
производителям алкогольной продукции.
     
          IV. Информационное обеспечение реализации Концепции
     
     Информационное   обеспечение  реализации  определенных  настоящей
Концепцией   целей   и   задач   предполагает   использование   данных
государственной   статистики,   итогов   переписей  населения,  данных
социологических   и   медицинских  исследований,  а  также  информации
правоохранительных  органов  о  состоянии преступности, возникающей на
почве злоупотребления алкогольной продукцией.
     Для   получения  достоверных  сведений  из  указанных  источников
предусматривается    создание    единой    системы    государственного
статистического   наблюдения  за  потреблением  алкогольной  продукции
населением  страны,  в  том  числе  молодежью,  на  основе современных
информационных технологий и с учетом международного опыта.
     Также  необходимо  обеспечить информационную поддержку проведения
реализации    государственной    политики    по   снижению   масштабов
злоупотребления  алкогольной  продукцией  и  профилактике  алкоголизма
среди  населения  Российской Федерации, расширить социальную рекламу в
средствах  массовой  информации, увеличить выпуск тематических теле- и
радиопрограмм,  газет  и  журналов, наладить разработку и осуществлять
популяризацию   учебных  программ,  проводить  широкое  информирование
населения  о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи со
злоупотреблением   алкогольной   продукцией,   о   мерах,  позволяющих
предупредить  вредное  воздействие  алкогольной  продукции на здоровье
человека.
     Кроме  того, необходимо разработать нормативную правовую базу для
проведения  государственной  информационно-просветительской  кампании,
направленной  на  пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая
разработку  и реализацию специальных медиапроектов для различных групп
населения  (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и
руководящие  работники)  с использованием средств коммуникации (почта,
пресса,  телевидение,  радио,  транзитная  антиреклама, сеть Интернет,
открытая консультативная телефонная линия и т.п.).