РАСПОРЯЖЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
30 декабря 2009 г.
N 2128-р
(Д)
1. Одобрить прилагаемую Концепцию реализации государственной
политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией
и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на
период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Федеральным органам исполнительной власти в своей деятельности
учитывать положения Концепции.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации учитывать положения Концепции при разработке
региональных программ, направленных на снижение масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма
среди населения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
30 декабря 2009 г.
N 2128-р
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2009 г.
N 2128-р
КОНЦЕПЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СНИЖЕНИЮ МАСШТАБОВ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ
АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и механизмы
реализации государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма
среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
Реализация государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма
среди населения Российской Федерации на период до 2020 года направлена
на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в
том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых
на его основе (далее - алкогольная продукция), улучшение
демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни
населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к
здоровому образу жизни.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с поручением
Президента Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N Пр-2426,
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9
октября 2007 г. N 1351, Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными
принципами и нормами международного права в области охраны здоровья
населения и с учетом российского и международного опыта.
II. Современная ситуация в Российской Федерации,
связанная со злоупотреблением алкогольной продукцией
История производства и потребления алкогольной продукции,
охватывающая период от дореволюционной России до настоящего времени,
свидетельствует о том, что увеличение потребления алкогольной
продукции и изменение структуры ее потребления в сторону более крепкой
алкогольной продукции происходили из-за отсутствия единых подходов
государства к регулированию производства и оборота алкогольной
продукции, смещению приоритетов в сферу экономических интересов в
ущерб охране здоровья населения.
В России в 1914 - 1917 годах по сравнению с Европой был самый
низкий уровень потребления алкогольной продукции - 0,83 литра
абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения,
но с середины 1970-х годов началось существенное увеличение ее
потребления. К началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной
продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя
(безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то
есть в 1,8 раза.
Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей
продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое
потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время
составляет около 18 литров в год.
По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения,
превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из
расчета 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на
душу населения) является крайне опасным для здоровья нации и
потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев
жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике
потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2
миллионов человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире
ежегодно.
В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления
алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней,
связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч
человек в год.
В структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на
абсолютный алкоголь (безводный спирт) на душу населения в год) более
половины приходится на водку и ликероводочные изделия.
В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное
увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая
пиво.
Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими
добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным
напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей
привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о
наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую
представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о
них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового
спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе
слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно
молодежи, к алкогольной продукции.
Потребление такой алкогольной продукции приводит к
физиологической потребности ежедневного ее потребления.
В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной
продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост
преждевременной смерти, которые являются существенными факторами
ухудшения демографической ситуации в стране.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N
1351 утверждена Концепция демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и
рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости
в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.
Достижение таких показателей невозможно без принятия государством
эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной
продукцией.
Злоупотребление алкогольной продукцией стало основной причиной
стремительного накопления демографических и социальных проблем в
России с середины 1960-х годов.
В современной России злоупотребление алкогольной продукцией
приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и
является одной из основных причин социальной деградации определенной
части общества, которая выражается в росте преступности, насилия,
сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.
Причины смерти от злоупотребления алкогольной продукцией
заключаются не только в случайных алкогольных отравлениях. В
большинстве случаев смертельный исход происходит от несчастных случаев
и насилия, в меньшей части - от сердечно-сосудистых, онкологических и
других заболеваний, которые развились в связи со злоупотреблением
алкогольной продукцией.
В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются
многочисленные преступления - убийства, причинение тяжкого вреда
здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны
автотранспорта.
Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа
родителей от детей и лишения родительских прав. У воспитанников
детских домов достаточно часто наблюдаются признаки алкогольного
синдрома плода.
Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества
разводов в семьях и "омоложения" алкоголизма.
Алкогольную продукцию потребляет значительное количество
подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции
в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной
смерти в будущем.
Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции
подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу
головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди
вредят не только своему образованию, но и своей карьере,
профессиональному будущему, в целом национальной экономике.
Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации
населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию
страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень
смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата
трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на
лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции,
социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров,
дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание
заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
Злоупотребление алкогольной продукцией вызывает особенно высокий
уровень смертности среди мужчин 40 - 60 лет, которые в этом возрасте
обладают наиболее ценными профессиональными навыками. Их
преждевременный уход из жизни наносит ущерб трудовым ресурсам,
обладающим профессиональным опытом, снижает объем инвестиций в
человеческий капитал.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, стабилизация численности населения
и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими
целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван
одной из главных угроз национальной безопасности в сфере
здравоохранения.
Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и
социального кризиса в России представляет собой общенациональную
угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.
III. Цели и задачи реализации государственной политики
по снижению масштабов злоупотребления алкогольной
продукцией и профилактике алкоголизма среди
населения Российской Федерации
Целями реализации государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма
среди населения Российской Федерации являются:
значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;
повышение эффективности системы профилактики злоупотребления
алкогольной продукцией;
повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.
Достижение указанных целей базируется на следующих принципах:
обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по
отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка;
взаимодействие органов государственной власти, общественных
организаций и религиозных объединений, представителей бизнеса и
граждан, не связанных с алкогольной индустрией;
информационная открытость результатов проведения мер,
направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной
продукцией.
Приоритетными задачами в реализации поставленных целей являются:
создание системы мониторинга и анализа динамики показателей
уровня злоупотребления алкогольной продукцией;
изменение структуры потребления населением алкогольной продукции
за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при
одновременном существенном снижении общего уровня потребления
алкогольной продукции;
переориентирование населения на ведение трезвого и здорового
образа жизни;
формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления
алкогольной продукцией;
разработка и внедрение программ:
профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и
возникновения алкогольной зависимости;
информирования населения о негативных последствиях
злоупотребления алкогольной продукцией;
создания стимулов для проявления общественных инициатив,
направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их
поддержки государством;
совершенствование организации оказания наркологической
медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и
больным алкоголизмом;
привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой,
туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового
образа жизни;
организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого
населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции;
повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности,
обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах
и сельской местности;
противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной
продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования
алкогольного рынка;
применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности
алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;
создание механизмов применения мер социальной ответственности к
производителям алкогольной продукции.
IV. Информационное обеспечение реализации Концепции
Информационное обеспечение реализации определенных настоящей
Концепцией целей и задач предполагает использование данных
государственной статистики, итогов переписей населения, данных
социологических и медицинских исследований, а также информации
правоохранительных органов о состоянии преступности, возникающей на
почве злоупотребления алкогольной продукцией.
Для получения достоверных сведений из указанных источников
предусматривается создание единой системы государственного
статистического наблюдения за потреблением алкогольной продукции
населением страны, в том числе молодежью, на основе современных
информационных технологий и с учетом международного опыта.
Также необходимо обеспечить информационную поддержку проведения
реализации государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма
среди населения Российской Федерации, расширить социальную рекламу в
средствах массовой информации, увеличить выпуск тематических теле- и
радиопрограмм, газет и журналов, наладить разработку и осуществлять
популяризацию учебных программ, проводить широкое информирование
населения о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи со
злоупотреблением алкогольной продукцией, о мерах, позволяющих
предупредить вредное воздействие алкогольной продукции на здоровье
человека.
Кроме того, необходимо разработать нормативную правовую базу для
проведения государственной информационно-просветительской кампании,
направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая
разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп
населения (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и
руководящие работники) с использованием средств коммуникации (почта,
пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, сеть Интернет,
открытая консультативная телефонная линия и т.п.).