Протокол заседания коллегии минобрнауки рф от 11.02.2009 n пк-1 «о мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ
от 11 февраля 2009 г. N ПК-1
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ
СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОРГАНИЗАЦИИ
ИХ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Заслушав и обсудив доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитской, коллегия отмечает, что в период с 2000 года министерством была проделана определенная работа, направленная на обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях, которая продолжает осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы, Федеральных целевых программ «Дети России» на 2007 — 2010 годы и «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Минобрнауки России совместно с заинтересованными ведомствами реализуется комплекс мер по созданию условий для охраны здоровья обучающихся и реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов, ведется работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности по обеспечению сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях коллегия решила:
1. Принять доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А.А. Левитской о направлениях системной деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, организации их питания в образовательных учреждениях к сведению.
2. В рамках разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения:
2.1. Департаменту государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России (А.А. Левитской) в срок до 30 августа 2009 года подготовить предложения по разработке требований к результатам освоения основных образовательных программ, способствующих формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов.
2.2. Департаменту государственной политики в образовании (И.М. Реморенко):
— обеспечить включение в перечень требований к результатам освоения основных образовательных программ позиций, способствующих формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов; разработку предложений по структуре и содержанию основных образовательных программ и условиям их реализации, направленных на достижение обозначенной цели. Срок — до 30 декабря 2009 года.
3. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Л.Н. Глебовой), Департаменту государственной политики в образовании (И.М. Реморенко) проработать вопросы совершенствования контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (КИМы ЕГЭ) с целью обеспечения их большего соответствия обязательному минимуму содержания общего образования.
4. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Л.Н. Глебовой):
— при проведении инспекционных проверок деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений включать в планы-задания проверок вопросы соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, организации их питания и организации здоровьесберегающей деятельности;
— при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений в рамках оценки воспитательной деятельности учитывать состояние работы образовательного учреждения по охране здоровья обучающихся (воспитанников), включая вопросы комплексной организации здоровьесберегающей деятельности.
5. Департаменту государственной политики в образовании (И.М. Реморенко), Департаменту государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России (А.А. Левитской):
— при разработке Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Российской Федерации предусмотреть возможность присвоения статуса инновационных площадок по направлениям здоровьесберегающей деятельности и формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни;
— обеспечить организацию разработки и включения в программы высшего педагогического образования модулей, обеспечивающих соответствующую подготовку кадров для решения задач по здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях и формированию у обучающихся, воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни. Срок — до 30 декабря 2009 года.
6. Департаменту государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России (А.А. Левитской):
— внести в установленном порядке предложения о включении в 2009 — 2010 годах в Федеральную целевую программу развития образования на 2006 — 2010 годы проекта, предусматривающего разработку модульных программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, педагогических работников по вопросам охраны здоровья, формирования культуры здорового образа жизни и профилактики социально значимых заболеваний, с последующей апробацией и внедрением указанных программ в систему повышения квалификации педагогических работников на федеральном и региональном уровнях. Срок — до 30 марта 2009 года;
— совместно с Минздравсоцразвития России проработать вопрос о законодательном регулировании статуса школьного врача.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования:
— принять дополнительные меры по разработке и реализации региональных и муниципальных программ, обеспечивающих охрану здоровья и направленных, в том числе, на совершенствование организации питания, оказание медицинской помощи обучающимся в общеобразовательных учреждениях, профилактику злоупотребления психоактивными веществами и распространения в образовательной среде ВИЧ-инфекции, развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
— включить в критерии выплаты стимулирующей части заработной платы педагогов надбавки за формирование у школьников навыков здорового образа жизни;
— усилить контроль за соблюдением образовательными учреждениями норм и правил в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни.
Министр
А.ФУРСЕНКО
К заседанию коллегии Минобрнауки России 14 сентября 2005 г.
|
РЕШЕНИЕ
Коллегии Минобрнауки России
О приоритетных направлениях деятельности
по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
в образовательной среде
Заслушав и обсудив доклад директора Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Апатенко С.Н. «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», коллегия отмечает, что Минобрнауки России, органами управления образованием, органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации ведется целенаправленная работа по профилактике злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и иными психоактивными веществами (далее – психоактивные вещества) среди детей и молодежи.
Указанная работа осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”, ряда других федеральных целевых и ведомственных целевых программ, а также в рамках иной деятельности, предусмотренной планами работы Минобрнауки России, находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Соответствующие целевые профилактические программы разрабатываются и реализуются региональными и муниципальными органами управления образованием и органами по делам молодежи.
В настоящее время в основном разработано научно-методическое обеспечение деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Во всех федеральных округах созданы центры повышения квалификации работников образовательных учреждений по указанной проблематике. Обеспечивается межведомственное взаимодействие в организации профилактической работы.
Вместе с тем, анализ ситуации свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
В качестве приоритетных направлений указанной деятельности следует рассматривать совершенствование научно-методического, информационного, кадрового, нормативного правового обеспечения профилактической работы, а также организацию комплексной системы профилактики на всех уровнях (в том числе на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения).
Коллегия решила:
1. Принять к сведению доклад «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
2. Одобрить приоритетные направления деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
3. Департаменту государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.):
3.1. Подготовить в срок до 31 декабря 2005 года проект минимальных требований к организации деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и организовать в 2006 г. их апробацию в ряде субъектов Российской Федерации.
3.2. Совместно с Федеральным агентством по образованию (Балыхиным Г.А.), заинтересованными федеральными органами исполнительной власти провести в IV квартале 2006 года всероссийскую конференцию по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
3.3. Совместно с МВД России, ФСКН России подготовить в срок до 1 октября 2005 года инструктивно-методическое письмо в региональные органы управления образованием, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков о мерах по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.
3.4. Совместно с Минздравсоцразвития России подготовить в срок до 31 декабря 2005 года инструктивно-методическое письмо в региональные органы управления образованием и органы управления здравоохранением о мерах по выявлению обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, злоупотребляющих психоактивными веществами.
3.5. Совместно с Департаментом государственной политики в образовании (Калина И.И.), Федеральным агентством по образованию (Балыхиным Г.А.) в срок до 31 декабря 2005 года рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений и дополнений в законодательство в части введения требования справки о состоянии здоровья с включением в нее записи врача нарколога для лиц, поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, и студентов учреждений профессионального образования.
3.6. Организовать в 2005 – 2006 годах работу по размещению в средствах массовой информации и сети Интернет печатных и видеоматериалов по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
4. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.):
4.1. Совместно с Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.) при подготовке концепции, структуры и содержания государственных образовательных стандартов и (или) примерных образовательных программ следующего поколения предусмотреть включение в соответствующие курсы вопросов, связанных с профилактикой злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.):
5.1. При проведении инспекционных проверок деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений включать в перечень вопросов для инспектирования состояние работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди обучающихся, воспитанников.
5.2. При проведении аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений при использовании показателя «Воспитательная деятельность» учитывать состояние работы образовательного учреждения по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
6. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) совместно с Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.) в срок до 1 ноября т.г. рассмотреть вопрос о возможности финансирования в 2006 г. и в последующие годы следующих мероприятий:
повышения квалификации работников органов управления образованием, органов по делам молодежи, образовательных учреждений и учреждений органов по делам молодежи по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, обратив особое внимание на повышение квалификации преподавательского состава педагогических высших учебных заведений;
всероссийских и межрегиональных конференций, совещаний, семинаров по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
7. Рекомендовать органам управления образованием, органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации:
7.1. Принять дополнительные меры по разработке и реализации региональных и муниципальных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, обратив особое внимание на:
выявление, учет и организацию профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, в том числе злоупотребляющими психоактивными веществами;
совершенствование качества воспитательной работы, обеспечение условий для общественно-полезной, в том числе трудовой, занятости, досуга детей и молодежи, вовлечения их в занятия физической культурой и спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, сохранение и развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования детей;
внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ, направленных на формирование у обучающихся законопослушного поведения, навыков здорового и безопасного образа жизни;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, планирующих и осуществляющих деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
реализацию мер по охране здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, включая проведение регулярных медицинских профилактических осмотров;
развитие сети учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним и молодежи с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, в том числе злоупотребляющим психоактивными веществами, а также их родителям; реализацию мер по укреплению материально-технической базы указанных учреждений, увеличению штатной численности и стимулированию деятельности работающих в них специалистов;
организацию деятельности по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в образовательных учреждениях, местах досуга несовершеннолетних и молодежи;
поддержку молодежных инициатив по реализации социально значимых проектов, в том числе направленных на профилактику злоупотребления психоактивными веществами, включая организацию волонтерского движения;
организацию антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни, в том числе с помощью средств массовой информации;
организацию межведомственного взаимодействия, взаимодействия с негосударственными, общественными и религиозными организациями, осуществляющими деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
организацию контроля за исполнением законодательства, регулирующего вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, в деятельности подведомственных учреждений.
7.2. Использовать возможности центров повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в федеральных округах для организации повышения квалификации специалистов, разработки и проведения экспертизы профилактических программ.